Ранее эти мысли я публиковал на форуме ДЭИР, как бы синопсис философской концепции, над которой работаю уже который год. Конечно, в таком виде - сумбур, но пока руки не доходят, чтобы изложить все обстоятельно. Многое может оказаться непонятным - сразу предупреждаю. Когда-нибудь - может быть все упорядочу...
Сначала о том, как я ощущаю бытие. Большинство людей мыслят бытие как процессы, протекающие во времени и не могут вырваться за эти рамки. Мне бытие мыслится многомерным, процессы, аналогичные времени я вижу и в пространстве. Был такой советский астроном – Ф. Ю. Зигель. Его книга «Неисчерпаемость бесконечности» произвела на меня глубокое впечатление в детстве. Он любил мысленные эксперименты, подобные тому, который я собираюсь описать. Я слышал, он в итоге попал в опалу советской науки, так как увлекся уфологией. Вот это был мечтатель! Осознав, что фотонных ракет при жизни ему не видать, он не сдался и попытался встретить иной разум на Земле. А до Зигеля о подобных вещах рассуждал Успенский. Но я отвлекся.
Представим себе арбуз. Осознаем, что этот арбуз состоит из множества вложенных друг в друга сфер. Положим, любая из этих сфер может себя осознавать и размышлять о природе собственного бытия. Положим также, каждая из этих сфер – состояние сознания, и одновременно сознание может находиться лишь в одной из сфер. Возьмем сферу где-то посреди арбуза. Положим, эта сфера осознает, что тому состоянию, в котором она находится сейчас, предшествуют логически иные состояния – вложенных сфер. Путь от центра к настоящему моменту будет восприниматься нашей произвольно выбранной сферой как путь из прошлого к настоящему. Положим, сфера сделала вывод, что в следующий момент своего бытия (будучи более широкой сферой) она сможет осознать и все предыдущие моменты, и этот самый, и что будут еще аналогичные моменты, но будущее каждый раз останется неопределенным. Примерно так я представляю себе время, четвертое измерение. И бытие представляется мне очень многомерным, многовременным. Все дальнейшие рассуждения я делаю, исходя из такого понимания, если мнить бытие лишь как процессы, творящиеся в привычных 4-х измерениях, мои выводы окажутся не до конца понятны.
Я давно работаю над собственной философской системой, и работа моя далеко не окончена. Я инее надеюсь, что станет понятно из этого разъяснения все, но кое-что ухватить можно.
Я выделяю две категории бытия, с которыми имеет дело человек. Называю я их воплощенной и вероятностной формами. Воплощенная форма – что-то вроде гегелевской «сущности», это слово, на мой взгляд, очень метко выражает суть данной формы. Воплощенная форма всегда – предельно конкретное явление, ограниченное в любой информационной плоскости. Примерно то, что в английском языке выражается артиклем «the». Конкретный человек согласно моей терминологии – воплощение, конкретное чувство, протяженное в конкретном отрезке времени, дислоцирующееся в конкретном – сознании – воплощение, конкретный спичечный коробок – тоже воплощение. Доступна человеческому познанию однако и другая форма, я ее называю вероятностной. В английском языке это соответствует артиклю «а». Вероятностная форма всегда абстрактна, аморфна, она всегда за пределами воплощения. Положим, я наблюдаю снег за окном. Вот эти конкретные снежинки, которые я вижу, их траектория для меня – воплощения. Но другие снежинки, которые я не наблюдаю, и не могу осознать в точности их траекторию для меня – вероятность. Природу вероятностной формы, к сожалению, человеку бывает весьма трудно осознать. Часто столкновение с вероятностными формами вызывает у человека приступы животного инстинктивного страха перед непознанным. Страх перед случайностью, энтропией, собственным подсознанием, материалистическими концепциями – это оттуда. Я знаю человека, который приходит в панику от разговоров от бесконечности. Часто человек, чтобы утолить этот страх вводит в собственную картину мира понятие «бога» - эдакая заплата из папье-маше, любящее доброе божество, обладающее созидательными свойствами – только бы не прикоснуться к вероятностной форме бытия – смерть, отсутствие конечных законов и т. д. Закрыть черную калитку в собственной душе. Еще труднее человеку осознать, что вероятностная форма – лишь другие воплощенные формы. Не воронки хаоса, не провалы в пустоту – просто другая жизнь, другое бытие.
Далее я ввожу понятия одномоментности и разномоментности воплощений. Дело в том, что любое воплощение – лишь пересечение многих воплощений, относительно какой-то точки эти образующие воплощения – одномоментны. Я полагаю, что любые произвольно взятые воплощения одномоментны относительно какой-то точки, и в этой точке бытие самоосознается как целостное воплощение. Обратим также внимание, что образующие воплощения одномоментны лишь к этой точке, друг относительно друга они разномоментны. Это рассматриваемое воплощение для всех прочих воплощений – вероятность, вероятность состояния. Появление этого рассматриваемого воплощения – только вероятность, случайность, но внутри него, для одномоментных ему воплощений эта вероятность уже – закон.
Положим, существуют два воплощения:
1) А: (а-1, а-2) и Б: [б1, б2], где а-1 и а-2 – воплощения, одномоментные воплощению А и разномоментные друг к другу, б-1, б-2 – воплощения, одномоментные к воплощению Б. Воплощения А и Б разномоментны друг другу, и они – два вероятностных состояния для момента 1)
2) А: (а-1, C: {а-2), б1, б-2}, где a-2 cтановится одномоментно Б, образуя новое воплощение С, при том, что С остается разномоментно к А. Между А и С возникает противоречие.
3) D: [a-1, а-2, б-1, б-2], где а-1, а-2, б-1, б-2 – воплощения, одномоментные воплощению D.
В эту формулу можно подставить процесс, протекающий во времени: 1) – 2) – 3) Три последовательных во времени вероятностных состояния. Если рассматривать с точки зрения воплощения А из момента 1) – воплощение С есть сообщаемая воплощением Б в моменте 2) энергия, формирующая в А противоречие, выводящее А из равновесия. Само воплощение Б есть сообщаемая А в моменте 3) информация, переводящая А в С. Акт 1-2 – передача энергии от Б к А, нарушающая структуру А. Акт 2-3 – формирование новой информации, процесс энтропического выравнивания, обретения системой равновесия.
Но так процесс выглядит только с точки зрения А. С точки зрения Б, или С, или даже Д – картина выглядит иначе. Я полагаю, что энергия, информация и энтропия всегда существуют в относительности одной системы относительно другой. Абсолютной энергии, информации, энтропии (бога) не существует. К тому же мы можем и D рассмотреть как последовательность квантовых состояний a-1, а-2, б-1, б-2, последовательность из вероятностей. Для а-1 а-2 – только вероятность, рядом может находиться состояние п-8, например, и если рассматривать с точки зрения а-1, вероятность в следующий квант времени в а-2 ничем отличается от вероятности оказаться в п-8. Но в точке одномоментности D для a-1 обязательно а-2, хотя само D – только одна из вероятностей. Познавательный процесс в этой формуле – возникновение и разрешение противоречий, расширения поля одномоментности. Ломано выражаюсь, не знаю, понятно ли хоть что-нибудь.
Это значит, что никакое энергоинформационное поле ничего не организовывало. Наш мир, такой как он есть, кажется упорядоченным чем-то, или кем-то лишь оттого, что квантовая вероятность, выпавшая случайно для включенных в ее состав одномоментных воплощений - уже не вероятность, а закон. Но сама Вселенная, как мы ее видим – только вероятность, отличие которой от любой другой аналогичной вероятности – отличие между орлом и решкой. Орел и решка просто есть. Вероятности просто существуют. Законы возникают лишь когда воплощения одномоментны какой-то точке. Но эта одномоментность – только вероятность. Однако если человек не вырвется из пространственно-временного мышления, мои выводы покажутся ему неочевидны, так как время здесь только одномоментность некоторого числа пространственных вероятностей, который составляют последовательность состояний человеческой души.
Также нам очевидно, что любое воплощение возможно лишь при наличии разномоментных ему воплощений, одномоментных вместе с ним к некой точке, в которой образуется воплощение нового уровня. Сознание невозможно вне носителя.
Что из этого следует?
1) Дискретность бытия. Бытие не в каком объеме не может быть целостным.
2) Невозможность существования бога. Так как бог должен быть воплощение, а это значит, что существует что-то вне его. Значит, бог никогда не будет всем.
3) Ограниченность любого воплощения в любом направлении, так как воплощение конкретно. Ограниченность индивидуальности в пространстве, времени, в осознании.
4) Бесконечность бытия. Не в смысле бесконечность пространства или времени, а бесконечность форм бытия, измерений.
5) Относительность информации, энергии и энтропии.
6) Жизнь возможна только в воплощенной форме. Никакой Нирваны! Жизнь и есть воплощенная форма.
7) Невозможность разуму вырваться за пределы диалектических категорий, так как эти категории изначально предполагают наличие неизвестного, другого, и если человек говорит, что есть что-то еще – это тавтология, так как вывод сделан в опоре на эти же категории.
Практическое значение: в соединении с навыками ДЭИР – приемы диалектического (логического) и синергетического (интуитивного мышления). Понимание принципиальной возможности квантовых переходов (телепорты и звездолеты
) Возможность моделирования сложных систем, в том числе и социальных.
Теперь о морали. Из этого становится ясно, что мораль будущего будет совсем иной. Она не будет опираться на какого-либо бога, или закон природы, так как в конечном итоге их не существует. Это нравственность, проистекающая изнутри, неконтролируемая извне, добровольное и свободное самоограничение, так как человек будущего будет понимать: смысла в жизни нет, есть только смысл, выбранный им свободно. Будет человек будущего понимать также, что полная свобода есть небытие, вечная жизнь есть тотальная смерть. Многие, осознав ошибочность представлений о наличии в природе добра и зла выбирают сознательно «путь воина», руководствуясь отсутствием морали. Это детскость, так как человек есть конкретное воплощение, и относительно него существует и добро, и зло, и любовь, и прочее. Основа морали будущего – понимание свободы выбора. Принятие ДРУГОГО. Понимание, что кроме тебя есть другой, не ты, он может быть совсем другим, он всегда останется за ширмой. Понимание, принятие права другого – основа коммунистической нравственности будущего, равно как и самоограничение. Это – понимание зыбкости бытия, понимание отсутствия в мире божественных законов, это – возможность оценить уникальность и неповторимость каждого мгновения бытия, уникальность и бесценность любой воплощенной формы. К сожалению, немногие сейчас готовы прикоснуться к этой морали.